Алексей Малявин (a_malyavin) wrote,
Алексей Малявин
a_malyavin

Category:

Сохранить наследие Мастера

Восход луны над ночной СамаройЧто происходит с творческим наследием известного самарского художника Валентина Пурыгина, в каком оно состоянии сейчас находится? На эти вопросы не могут получить ответ от «компетентных лиц» губернии самарцы, которым далеко небезразлична судьба многочисленных картин Мастера.
Наш выдающийся земляк Валентин Захарович Пурыгин с 1939 года по 1944 учился в Московской средней художественной школе, где занимался вместе с Г.Коржевым, братьями Ткачевыми, П.Оссовским, В.Стожаровым. В 1950 году окончил Московский художественный институт им.В.И.Сурикова, где работал в мастерской известного советского художника Г.Г.Ряжского. В 1954 году стал членом Союза художников. Пурыгин работал в жанре пейзажа, исследовал характерные мотивы Волги, Заволжья, Жигулей (картины «Осокорь», «Аллея», «Восход луны над ночной Самарой» и многие другие). Его творчество было заметным явлением на художественных выставках в Самаре, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Болгарии. В 1970-х годах В.З.Пурыгин жил и работал в Загорске и Москве, где получил всесоюзное признание. В 1979 он вернулся в Куйбышев (Самару). Художник выводит на свои полотна череду персонажей языческого пантеона, олицетворяющих природные силы, - это бог Ярила, лешие, русалки. На первый план в творчестве художника выходят раздумья о глобальной судьбе мира, обуреваемого Злом. Его работы были посвящены теме бунта «естественной» природы против цивилизации. В Самаре, Москве, Казани проходили персональные выставки мастера, а в 1982 году Пурыгину было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Весна-краснаОсокорь
Валентин Захарович Пурыгин скончался 29 октября 2002 года. И практически сразу после его смерти вдова художника Галина Дмитриевна предложила передать в дар областному художественному музею часть наследия под обещание властей создать музей Пурыгина. Тогда же и было принято решение о создании музея в здании на ул. Венцека 55. В итоге в 2004 году Г.Д. Пурыгина передала государству 248 картин из самарской мастерской художника. На тот момент стоимость этой коллекции эксперты оценивали примерно в 10 миллионов рублей. Кроме картин музею были переданы личные письма и записи художника, его вещи, литература. В 2006 году сестра художника, Эмилия Захаровна подарила музею коллажи, графические листы, наброски, личные вещи своего брата (в том числе и этюдник Валентина Захаровича). Всего было передано в дар музею около 2 тысяч работ художника.Таким образом, в художественном музее оказалось сконцентрировано огромное количество экспонатов будущего музея Пурыгина (более 10 тысяч единиц хранения).
Но минуло уже несколько лет, а музея все нет. К тому же в последние три года началась бессмысленная реконструкция культурного центра на площади Куйбышева, в котором находился оперный театр и филиал художественного музея с наследием В.З. Пурыгина. Картины при этом подвергались воздействию вибрации и пыли. Крыша над коллекцией была снята, и коллекцию переместили с шестого этажа на второй. Родственникам не предоставляют возможности осмотра наследия художника. Сроки окончания реконструкции постоянно переносятся. Теперь завершение работ, как заявил губернатор В.Артяков, назначено на 2010 год. А пока Самара остается без оперного театра и прекрасного выставочного художественного зала.
К тому же на столь обширное и высокоценное наследие художника до сих пор не составлен каталог ( говорят даже, что прежнего директора музея уволили за попытку составить его). Экспонаты не застрахованы и не оценены, хотя находятся на хранении в экстремальных условиях, в реконструируемом здании. Аллея
А между тем в самарских антикварных магазинах вовсю продаются картины художника Пурыгина. Причем стоят эти картины весьма недешево, что говорит об их востребованности у коллекционеров. И даже его родственники не знают, не те ли это картины, которые были подарены музею. Ведь определить это можно только по каталогу. А он по сей день не составлен…
Отсюда возникают опасения о том, что часть наследия Мастера может просто исчезнуть, раствориться в частных коллекциях России и зарубежья. А это значит, что для самарцев она будет безвозвратно утеряна. Ныне покойная Аннэта Басс(многолетний директор Самарского художественного музея, почетная гражданка Самары) сказала в 2005 году следующие слова: «Валентин Захарович – глыба в истории российского искусства. Но подлинное его признание еще впереди.» Увы, может статься и так, что многочисленные экспонаты просто не доживут до этого признания.
Печально, что фактически ненужным областным властям оказалось наследие нашего талантливого земляка, патриота Самары Валентина Захаровича Пурыгина. Можно понять, что сейчас кризис, и средств на культуру нет, есть и более важные расходы. Но вся эта история началась задолго до кризиса, и потому может свидетельствовать о равнодушии чиновников к искусству вообще, и к русскому художнику Валентину Пурыгину в частности.
Весна идет Тополь в февралеНад Волгой
Tags: Пурыгин, Самара, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments